В Кузбассе изучили проблемы и пути развития государственно-частного партнёрства

© Управление по взаимодействию с региональными и отраслевыми объединениями

Фотогалерея

Участниками заседания ОПКО «Государственно-частное партнерство. Проблемы и пути развития в Кемеровской области» стали члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области, депутаты областного совета народных депутатов, представители областных департаментов, муниципальных образований, Кузбасского союза работодателей- регионального отделения РСПП, научных и образовательных организаций.

С основным докладом выступил Александр Крецан, председатель комиссии региональной Общественной палаты по поддержке предпринимательства и экономическому развитию, член Правления Кузбасского союза работодателей, который проинформировал о существующей ситуации с развитием государственно-частного партнерства в Кемеровской области. Он отметил, что сегодня в национальном рейтинге по развитию ГЧП Кемеровская область занимает 44 место.  
В 2009 году в Кемеровской области был принят закон «Об основах государственно-частного партнерства». С 2014 года началась активная фаза заключения концессионных соглашений в сфере энергетики, теплоснабжения. На первом этапе было заключено 38 договоров с объемом инвестиций около 1 млрд. рублей. В 2015 году, после принятия федерального закона  «О государственно-частном, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» активность в принятии нормативной базы сместилась в муниципальные образования.

Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области дало возможность для развития государственно-частного партнерства в Кузбассе. Возникли концессии в сфере ЖКХ в различных муниципальных образованиях. Могли бы стать государственно-частными партнерствами следующие проекты: ООО «Нефросовет» – 7 гемодиализных центров в городах области, ЗЭБ «Горная Шория» – электроснабжение, дороги, ООО «Эколэнд» г. Новокузнецк – дорога к полигону ТБО, Индустриальный парк «Западный» г. Кемерово – инфраструктура, так как работают по данной форме взаимодействия. Есть и такие формы работы и в социальной сфере, например, у департамента соцзащиты с владельцами частных пансионатов для пожилых людей, или соглашения по подготовке кадров инженерных и рабочих профессий между крупным бизнесом и учебными заведениями, создание зоны отдыха, в том числе и для маломобильных граждан в Салаире с ЗАО «Стройсервис». К сожалению, юридически это как государственно-частное партнерство не оформляется.

Процесс заключения договоров концессии пошел в жилищно-коммунальной сфере. Постепенно появляется опыт, компетенции. В социальной сфере развивается форма социального партнерства, обладающая некоторыми признаками ГЧП. В рамках этой формы создается новый продукт, новая услуга. К примеру, при поддержке крупного бизнеса уже 10 лет в Новокузнецке существует центр поддержки детей с ограниченными возможностями.

В 2018 году в Кузбассе  на базе Регионального отделения РСПП создано представительство АНО «Национальный центр государственно-частного партнерства», заключено трехстороннее соглашение между Коллегией Администрации Кемеровской области, Кузбасским союзом работодателей и «Национальным центром ГЧП». На заседании  Координационного совета отделений РСПП Сибирского федерального округа, проходившего в рамках КЭФ-2018, принято решение о создании экспертного совета по изучению и развитию ГЧП в СФО,  с центром в Кемерово.

Члены Общественной палаты отметили, что риски предприниматели видят и в достаточно длительном процессе заключения концессионного соглашения. Однако большинство участников заседания высказали мнение, что в регионе нет примеров юридически реализованного государственно-частного партнерства, концессионных соглашений. Муниципалитетам, предпринимателям и обществу в целом не хватает информации, из-за чего возникает много вопросов и предубеждений. Это можно проследить на примере двойственного отношения к существующей в областном центре частной скорой помощи, которая работает в системе ОМС.

Член Правления РОР КСР, член Президиума Координационного Совета отделений РСПП Сибирского федерального округа,   ведущий научный сотрудник лаборатории мониторинга развития проектов ГЧП в области комплексного освоения недр Федерального исследовательского центра угля и углехимии СО РАН Сергей Никитенко предложил провести исследование и ответить на вопрос, почему отстаёт развитие этой формы взаимодействия государства и бизнеса и определил задачи на будущее. По его словам, активную деятельность муниципальных органов власти сдерживают сомнения относительно работы с бизнесом в формате ГЧП: это еще партнерство или уже нецелевое расходование средств? Ученые проводят просветительскую работу, обучает команды, представителей муниципалитетов. Их предложение – пригласить в Кузбасс «Национальный центр ГЧП» для обучения специалистов области с разбором конкретных ситуаций.

Одна из оценок эффективности органов власти – способность привлечения внебюджетных средств для осуществления масштабных проектов. По мнению Аллы Горшковой, заместителя главы Калтанского муниципального округа, институт ГЧП в Кузбассе не развивается из-за отсутствия областной программы, различного понимания эффективности ГЧП у власти и бизнеса, недостаточной популяризация механизмов такого взаимодействия и координации усилий. Представители законодательной и исполнительной власти отметили, что бизнесу пока интереснее и проще пользоваться понятными механизмами, которые уже есть.

Нужна структура, которая будет заниматься обучением, реализацией, поиском нужных решений. Необходимо обучить команды, определиться, что нужно бизнесу и власти, и  как будут обеспечены гарантии.  Создание Научно-образовательного центра (НОЦ «Кузбасс»)  будет большим шагом в развитии ГЧП в регионе.

Сергей Ващенко, председатель комитета по вопросам бюджета, налоговой политики и финансов Совета народных депутатов Кемеровской области, убежден, что государство и бизнес обречены взаимодействовать. В плане Совета народных депутатов есть форма работы – мониторинг действующего законодательства, областной закон о ГЧП включен в него. Какова будет концепция – менять или отменять существующий закон – это вопрос дискуссионный, безусловно, нужно прилагать усилия, чтобы эта модель взаимоотношений заработала.

Бизнесу нужны гарантии, ему нужно понимание рисков, чтобы не возникло ситуаций, когда в бюджете закончились деньги и    государственный или муниципальный орган, член соглашения по конкретному проекту ГЧП, говорит: «Мы выходим из соглашения». О многих  юридических нюансах в части распределения рисков, говорил Андрей Переладов, председатель комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами и ОНК.

Члены Общественной палаты отметили, что риски предприниматели видят и в достаточно длительном процессе заключения концессионного соглашения. Однако большинство участников заседания высказали мнение, что в регионе нет примеров юридически реализованного государственно-частного партнерства, концессионных соглашений. Муниципалитетам, предпринимателям и обществу в целом не хватает информации, из-за чего возникает много вопросов и предубеждений. Это можно проследить на примере двойственного отношения к существующей в областном центре частной скорой помощи, которая работает в системе ОМС.

Рейтинг Кузбасса может опуститься еще ниже, потому что теперь регионы будут оцениваться по реально заключенным соглашениям ГЧП, отметил Азер Салманов, заместитель начальника департамента инвестиций и стратегического развития Кемеровской области, органа, уполномоченного работать по 224 федеральному закону. В департамент поступает много обращений от инвесторов, желающих реализовывать проекты ГЧП в сфере переработки ТКО, в сфере медицины. Но в соответствующие госпрограммы должны быть заложены деньги. Инвесторы при реализации проектов обращаются к кредитам, вследствие этого за дорогу стоимостью 7 млрд рублей бюджет должен будет выплатить инвестору 14 млрд. В госпрограммах деньги не предусмотрены, а законодательство гарантирует инвестору возврат средств. Представитель департамента отметил, что законодательство сложное, специалисты муниципалитетов, департаментов пока слабо подготовлены в этой сфере.

В ходе обсуждения члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области , РОР КСР и АКО рекомендовали рассмотреть актуальность действия областного закона № 79-ОЗ «Об основах государственно-частного партнерства», проанализировать исполнение федерального закона о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве и рассмотреть возможность создания центра государственно-частного партнерства, как координирующего и методического органа, организовать изучение и использование положительного опыта. Обязательно нужно уделить внимание обучению государственных и муниципальных служащих, ведущих вопросы ГЧП и МЧП, а также информировать и разъяснять потенциальные возможности этой формы развития бизнеса.

Поделитесь